Список форумов Клуб

Клуб "СНОРРИ".


 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Паспорт половчанки.
На страницу 1, 2, 3, 4  След.
 
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Клуб "СНОРРИ". -> Паспорта старые
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
chainic



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 20.04.2011
Сообщения: 363

СообщениеДобавлено: Чт Апр 21, 2011 3:36 pm    Заголовок сообщения: Паспорт половчанки. Ответить с цитатой

Балашова Елена.
Паспорт костюма огузско-половецкой девушки 12-13 века.

Почему я взялась за реконструкцию домонгольской степи?
А потому, что за более чем десятилетнюю работу на ниве исторической реконструкции, никогда не реконструировала вообще что-то российское. А желание как-то поддержать реконструкцию родного края было. Сейчас реконструкция степи бурно развивается, каждый год появляются новые достойные комплексы, целые клубы, организовываются новые фестивали, посвященные домонгольской Руси и степи.
Самое удачное время, чтобы начать.

История моего родного города Саратова, Саратовской области - это живая иллюстрация степной истории.
В наших краях жили Гунны, Сарматы, Печенеги, потом Половцы, затем под Саратовом возникла летняя столица Золотой Орды - Укек.
В нашем краеведческом музее представлены археологические выставки, посвященные этим этапам существования Саратовской земли, в наших саратовских степях стоят половецкие статуи-балбалы.

Конечно, реконструкторам домонгольской степи приходится идти настолько непроторенной дорожкой, нам невозможно опереться на более ранние работы по реконструкции зарубежных или российских военных историков. Каждый приличный половецкий комплект - это кропотливая работа с источниками, сам по себе "тянет" на хороший диплом по истории.


Последний раз редактировалось: chainic (Пт Июл 06, 2012 3:37 pm), всего редактировалось 2 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
chainic



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 20.04.2011
Сообщения: 363

СообщениеДобавлено: Чт Апр 21, 2011 3:39 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Половцы. Паспорт костюма Елены.
Период – середина 12-го – начало 13 века. Этническая принадлежность – племена половцев (кипчаков), т. н. «дикие половцы», кочующие за Волгой – а позже в Подонье и в приволжских степях.
Социальный статус – состоятельная свободная женщина, хозяйка собственного дома и стада. Не замужем. Возможно, воительница. Основным источником реконструкции послужили работы Плетневой, Додэ, Яценко, Федорова-Давыдова – по археологии половецких курганов и реконструкции костюма, а также данные экспедиции Браденбурга по древностям «черных клобуков». Помимо этого, мною при реконструкции костюма использовались данные по этнографии ногайцев и каракалпаков, этнографии народов Кавказа, данные по тюркской археологии – в том числе раннего средневековья, т.н. «каменные бабы», а также немногочисленные изображения половцев и т.н. куманов, сделанные современниками. Особо отмечу роль такого выдающегося деятеля нашей науки, как профессора С.А. Плетнёвой. За 50 с лишним лет ее научной деятельности были опубликованы монографии в количесте 202 шт. в основном они посвещены Великой степи.
Костюм представлен комплексом одежды и аксессуаров, составленных на основе таких погребений, определенных как половецкие, как Чингульский курган, Знаменский курган, курганы подонья из раскопок Браденбурга, курган Джухта 2, а также аланских погребений Кавказа, подверженных половецкой моде – катакомбный комплекс Змейский, Рим-гора, Даргавс, Дзигивс. При этом все аксессуары и инвентарь реконстуируемого комплекса являются репликой, копией или реконструкцией атерфактов, аттрибутируемых как половецкие, из могильников и музеев. Также в небольшой степени мной были затронуты атерфакты хазарские и русские (возможность заимствования).
В ходе реконструкции костюма не могу не выразить признательнсть таким замечательным реконструкторам, как Линн, Туркан-Хатун, первооткрывательницам, которые показали всем красоту женского половецкого и средневеково-кавказского костюма, вдохновив меня на эту работу.
Итак, немного костюмологической вводной –
«Об одеяниях и платье их знайте, что из Катайи и других восточных стран, а также из Персии и других южных стран им доставляют шелковые и золотые материи, а также ткани из хлопчатой бумаги, в которые они одеваются летом. Из Руссии, из Мокселя (Maxel), из великой Булгарии и Паскатира, то есть великой Венгрии, из Керкиса (все эти страны лежат к северу и полны лесов) и из многих других стран с северной стороны, которые им повинуются, им привозят дорогие меха разного рода, которых я никогда не видал в наших странах и в которые они одеваются зимою. И зимою они всегда делают себе по меньшей мере две шубы: одну, волос которой обращен к телу, а другую, волос которой находится наружу к ветру и снегам. Эти шубы по большей части сшиты из шкур волчьих и {99} лисьих или из шкур павианов (papionibus); пока Татары сидят в доме, они носят другую шубу, более нежную. Бедные приготовляют верхние шубы из шкур собачьих или козьих. Они устрояют также шаровары из кож. Богатые также подшивают себе платье шелковыми охлопками, которые весьма мягки, легки и теплы. Бедные подшивают платье полотном, хлопчатой бумагой и более нежной шерстью, которую они могут извлечь из более грубой. Из более грубой шерсти они делают войлок для покрывания своих домов, сундуков, а также постелей. Из войлока они делают также плащи, чепраки и шапки против дождя; таким образом они издерживают много шерсти.» - Рубрук, о татарах 13 в.
Анализируя данные этнографии ногайцев и каракалпаков (которых считают потомками половцев), можно скаать, что их исконный образ жизни, так же как и судя по историческим данным, у средневековых кочевых предков, тесно связан со скотоводством. В отношении одежды это ведет к тому, что очень важной частью костюма является кожа, овчина и войлок. Войлочные одежды, чулки и обувь у них очень популярны. Причем войлок выделывается очень тонким, особо ценится белый. Кожаную и войлочную одежду они украшают аппликацией и вышивкой. Ткани они ткут в основном толстые, грубые сукна с начесом. Лен и шелк для них является импортной тканью, и носят ее богатые.
Данные современников, описывающих быт и торговые отношения половцев и их более ранних предшественников – печенегов, торков – говорят о том, что последние были очень зависимы от импортных тканей. Хорошо выделанные крашеные кожи, меха, хлопковые, шелковые и льняные ткани – поставлялись им буквально со всех концов мира. Также очень ими ценились дорогие златотканные парчи и аксамиты – Византийского, а может, русского производства. Об этом свидетельствуют не только свидетельства современников («половецкое узорочье, и …), но и археологические находки. Златотканные ткани и отдельные ленты – нередко встречаются в половецких погребениях. А подавляющее большинство тканей, найденных в половецких погребениях – шелка.
Говоря о половецкой моде, очень трудно отделить ее от моды огузов и торков. Поскольку эти племена пришли в подонье раньше половцев, но культурные отличия были незначительны. Печенеги, торки, гузы, берендеи, половцы – все они составили единое понятие «черные клобуки», попав под влияние русских князей. Половецкие погребения характеризуются наличием в погребении не чучела коня, или отрубленных головы или конечностей, а целой туши. Также «половецкая метка» - удила без перегиба и псалий. Значение имеет и ориентация тела погребенного.
Черноклобуцкие погребения отличались достаточно бедным инвентарем, который сохранился (напр., ткани по большей части не сохранились)… Среди самых популярных костюмных аксессуаров – пряжки и разделительные кольца пояса, достаточно простые, немногочисленные пуговки, немного бубенчиков, проволочные серьги, обязательно – ножи и кресала. Иногда встречаются перстни, браслеты. Часто встречаются шейные гривны (особенность половецких погребений – разогнутая гривна в руке). Женские погребения отличаются от мужских наличием височных колец или серег, характерных для половцев – круглых, с напускной биконической бусиной. А также бусами, весьма частыми в женских погребениях. Иногда в них находят металлические зеркала, гребешки, игольники, металлические гарнитуры женского головного убора. Попадаются в погребениях металлические бусины, которые нашивали на одежду и обувь. Единичные находки – цепочки, привески, нашивки на одежду, крючки. Часто на костях ног до колен прослеживаются остатки кожи от обуви. «Половецкая метка» женских погребений – помимо височных колец - характерные привески к бусам из лазурита. Иногда в женских погребениях находят остатки лука и колчана, обычны – останки коня и сбруи. Иногда встречаются златотканные ленты. При том не все погребения половцев так бедны, некоторые погребения (напр. Чингульский) несут на себе отпечаток роскоши. Также много богатых предметов, принадлежащих скорее всего половцам, выставляются в музеях. Современники писали, например про Торков – «что они очень богато украшали своих жен». В отдельных погребениях Половецкого времени отмечаются нашивки на одежду и головной убор из драгоценных металлов, с инкрустацией жемчугом и камнями, в музеях выставляются золотые и серебряные с позолотой серьги с зернью и инкрустацией. Многочисленные балбалы – «каменные бабы» - изображающие половецких женщин – демонстрируют богато расшитые костюмы, множество гривен и бус, браслеты, большие сложные серьги, сложный головной убор с нашивками, много инвентаря на поясе. По-видимому, Черные клобуки были беднее, чем «дикие половцы». Хочется сделать вывод о костюме половцев – о том, что главная ценность их костюма была не в металлических аксессуарах. Ведь целиком шелковое одеяние, вышитое шелком, с шелковыми пуговками-узелками, или кожаная одежда с аппликацией из позолоченной кожи, или тончайший белый войлочный бешмет, подбитый мехом, скорее всего не сохранится в погребении.
Итак, какой же будет типичная одежда половецкой богатой женщины?
Плетнева и Додэ считают, что аланы были очень подвержены половецкой костюмной моде, и что погребения Кавказа 10-13 в. – такие, как могильник Змейский ит.д. – могут послужить источниками для реконструкции половецкого костюма. По-видимому, одежда незамужних женщин не отличалась от мужской. Головной убор девушек тоже не был таким, как у замужних женщин.
Общий вид костюма я планировала взять с изображений половецких женщин на балбалы, а также с реконструкций костюма Плетневой.
_________________
Я тут главная...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
chainic



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 20.04.2011
Сообщения: 363

СообщениеДобавлено: Чт Апр 21, 2011 3:55 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

«Остановимся на некоторых балбалах женских и мужских. Прежде всего займёмся теми из них, которые имеют наряд из фестонов. Довольно характерная в этом отношении кам. баба И.Р.Историч. музея (табл. III рис. 10). Её головной убор довольно сложный: первоначально надета шапочка или повязка в виде шлема, с ободком, затем специально женский остроконечный колпак (верхушка отбита) с покрывалом, спускающимся на спину; на шее два ожерелья из пластинчатых привесок; далее изображён на плечах и на груди воротник с фестонами и два борта кафтана; на обоих рукавах изображены вошвы. Ниже талии кафтана нет; на бедрах такие же узоры, как на рукавах, и наконец поножи или сапоги. Отметим другую каменную бабу того же музея (табл. V рис. 1Cool. На голове надет убор с фестоном посередине и розеткой над лбом, а сверху колпак; косы представлены по бокам головы. От круглой серьги в правом ухе проходит к головному убору плетение (цепочка). На шее три ожерелья, верхнее — пластинчатое, прочие два — гладкие; от последнего спускается на грудь разукрашенный футляр для туалетных принадлежностей или для амулета; на правом бедре изображены: гребёнка, нож и сумка (каптарга). Все эти украшения не могут находиться на голом теле. На ногах видим сапоги.» Н.И. Веселовский «Современное состояние вопроса о «Каменных бабах» или «Балбалах»». // Зап. Имп. Одесского Об-ва Истории и Древностей, т. XXXII. Одесса: 1915.
Костюм половцев соответствовал общей тюркской моде. В состав костюма входят рубашка, штаны, бешмет (нижний кафтан с узкими рукавами), при этом у бедных кафтан - один, верхний кафтан, и иногда безрукавка. У верхнего кафтана - левый запах, у нижнего обычно – центральная застежка.
По-видимому (и современники пишут об этом), у женщин присутствовала нижняя рубашка. В погребениях Черных клобуков постоянно прослеживается одна или две маленьких пуговок у правой челюсти или ключицы. (д. Краснополка — курган 271, погребение 1 –позолоченные две пуговки у шеи; д. Зеленки — курган 317 - на шейных позвонках две бронзовые пуговки – «Древности черных клобуков, Плетнева).
Скорее всего, это застежки косого ворота нижней рубашки. При этом у рубашки может быть воротник-стойка. Крой рубашки я предположила тюркский, на основе реконструкции рубашки девочки-половчанки из волошенского могильника. Длина рубашки – до колена, без разрезов, с широким подолом. Рукава длинные, суживаются к запястью. Крой - свободный. Материал – этнографический домотканый белый лен. Все швы костюма – ручные. Вторая рубашка предпролагается – такой же крой – сделана из цветного мануфактурного шелка, плотной и жесткой, но тонкой тафты с непропрядами, полотняного переплетения. Отделка такой рубашки по вороту и подолу – шелковой тканой тесьмой и контарстными полосами шелка.… «На скел. ниже грудной клетки и у левого локтя сохранились остатки двух сортов ткани, на левой ключице сохранилась часть тесьмы, представляющая, видимо, обшивку ворота рубашки. Цозаровка, Каневский уезд. курган 250. погр.1. – др. чер. кл.)
Бешмет – нижний распашной кафтан – отрезной по талии. Крой я предположила на основе кроя кафтана из Чингульского кургана. Кафтан сидит по фигуре довольно плотно, повторяя контуры тела до пояса. Прямоугольный стан, треугольные клинья верхней части, рукава кафтана длинные, сужающиеся, без застежки на пуговицы. Юбка кафтана присобрана крупными складками, шов прикрыт декоративной лентой. Застежка кафтана фронтальная, на множество пуговок (д. Зеленки — курган 317 - на шейных позвонках две бронзовые пуговки, у таза – 6 бронзовых пуговок; д. Юзефовка — курган 247, погребение 2 - справа вдоль ребер и у таза семь больших бубенчиков и пуговка;– др. чер. Кл., Плетнева).
Воротник – маленькая стоечка. Кафтан выполнен из шелка. Толстый саржевый полихромный шелк с вертикальной полоской. На вороте нашиты посеребренные бусины, как на сохранишихся остатках шлкоого воротника из одного ргана Подонья. На костюме нашита отделка шелком. В соответствии с погребением Знаменское и с изображениями балбалы на кафтан нашиты полоса по талии и на спине – треугольник и пятиугольник. Длина халата - до колена. По талии хотелось бы пришить шелковую златоканную тесьму, с узором из погр. Знаменское. Такую тесьму можно пустить и на отделку края кафтана, на подол – «кроме того, там же – у ног скл. – онаружены обрывки затканной золотой ниткой каймы (ширина 2, 25 см.)» – с. Бурты. Каневский уезд. Курган 259 – Др. ч. Кл.
Узорная ткань найдена в черноклобуцком погребении «около таза, между бедренными костями, и с наружной стороны бедренной кости, были прослежены остатки узорчатой ткани» - там же.
В качестве «корсета» аланские, например, женщины, носили безрукавку с фронтальной застежкой, иногда из кожи. Такой «жилет» из кожи – короткий, с застежкой спереди на пуговки – какой был у девочки из Волошенского могильника - планирую сделать.
Хотелось бы сделать верхний кафтан. На одной из статуй-балбалы видно, что поверх нижнего крашенного афтана одет второй верзхний, у которого расстегнуты полы.
Верхний кафтан будет утеплен, должен иметь небольшой левый запах, по крою повторяет первый, но длиннее. Также у него укороченные рукава и будут разрезы по бокам. Планирую сдлать его из домотканного шлка, окрашенного кармином (Знаменское-Ильинка). Кафтан может иметь и имеет набивку с узором в виде цветов. Узорная набивка выполняется в технике горячего запекания, темперой на основе натуральных пигментов. Исходником для такой ткани послужила находка из аланских погребений, а также женский халат из погребения Джухта-2. Предполагается еще более богатое украшение этого халата – серебряными дробницами, серебряными бубенчиками, серебряным и позолоченным бисером, парчовой тесьмой. Подкладка кафтана – тонкий лен. Кафтан должен быть украшен мехом куницы.


Последний раз редактировалось: chainic (Пт Июл 06, 2012 2:44 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
chainic



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 20.04.2011
Сообщения: 363

СообщениеДобавлено: Чт Апр 21, 2011 3:55 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Особого внимания заслуживает такой безусловно половецкий предмет – как бельдек. Это юбкообразный предмет из войлока, обшитый шелком, с украшением бронзовыми бубенчиками и кисточками. Этот предмет костюма – типично половецкий, служит для защиты богатого наряда от истирания при езде в седле, а также греет поясницу.
В качестве теплой одежды предполагается «средний» кафтан – бешмет, сделанный из белого тонкого войлока, с осевым разрезом, длинным узким рукавом и застежкой на пуговицах. Украшения – аппликации из цветного войлока и кожи.
Возможно, вместо него будет «шуба» - крытая шелком козья шуба, крой кафтанообразный упрощенный.
У Черных клобуков, по-видимому, мог быть плащ. «Слева от скелета и под головой его была прослежена длинная полоса золототканой материи с узорами… по-видимому, оторочка какого-то покрывала пли плаща.»- д. Пешки, курган 323 – «Древности черных клобуков», Плетнева. Возможно, предмет из русской одежды, заимствование.
Поясная одежда – у женщин, по-видимому, были штаны. В целях гигиены и тепла у меня в реконструкции предполагаются двое штанов. Крой штанов – версия – по аланской моде, с четыреугольной ластовицей, но с длинными зауженными штанинами. На некоторых статуях видно, что женские штаны немного нависают над сапожками. Значит, они не такие узкие, как, скажем, аланские чулки. Штаны через кулиску фиксируются поясом в виде шнурка. Нижние штаны выполнены из этнографического домотканого хлопкового полотна, крашенного мареной. Верхние – из т шелка тафтяного переплетения, золотистого цвета.
Также на ноги одеваются невысокие шитые из ткани носки, есть и вязаные шерстяные чулки до колена. Такую одежду я предположила у половцев на основе кавказской и ногайской этнографии.
В качестве обуви я предположила высокие кожаные сапоги-чулки из мягкой кожи. Крой хотела бы сделать по выкройке сапог из Рим-горы, аланских, без подошвы, со швом по стопе. Подобная обувь до сих пор встречается в вайнахской этнографии. По литературным памятникам современников – половецкие сапоги отличались красотой отделки и тонкостью работы. Их вышивали шелком и металлическим бисером, отделывали аппликацией и нашивками из драгметаллов, пришивали бубенчики. Такие богатоукрашенные сапоги до сих пор делают в Казани – это промысел, сохраненный потомками булгар. Также богатое украшение сапог характерно для тюркских народностей вообще. На примере мужских статуй-бабалы мы видим, что высокие сапоги через ремешок с крючком прицепляются к поясу – иногда, через разделительные кольца. На женских статуях этот предмет не изображен. Так что я не стала делать такое крепление сапог. Для пребывания на асфальтовых площадках поверх них планирую одевать более грубую обувь – низкие тапки из сыромяти.
вообще-то, для туюркских племен более свойственны се же сапоги с подошвой. Так что боле верным кроем для половецких сапог, как мне подсказывают мои коллеги-сапожники, являются сапоги либо из увекского мавзолея, 13 века, ордынского времени, либо русские сапоги.
Головной убор.
На статуях-балбалы встречаются характерные женские головные уборы – состоящие, по-видимому, из круглой низкой шапочки с накосником или лопастью сзади, может быть, диадемы с нашивками, иногда башлыкообразного клобука, и высокой шляпы. Иногда встречаются сложные прически или имитации их – из кос, продетых в кольца, в виде бараньих рогов. Для девушек Плетенева предполагает головной убор только из шапочки типа тюбетейки.
«Женские головные уборы каменных баб сохранились у тюркских кочевых народов и по настоящее время. Так, низкая повязка из фаты с распущенным на спине одним или двумя концами (жаулык) существует у казак-киргизов и является принадлежностью замужних женщин (табл. X, № 3). Что же касается высокого колпака, то и он не исчез из современного обихода у кочевых тюркских народов. По-видимому, это есть девичий колпак или, быть может, парадный женский наряд — саукелэ (табл. X, № 2). Последний походит на мужской колпак с полями (табл. X, № 1).» - Н. И. Веселовский.
Шапочка выполнена из шелка, на войлочной основе. Расшита серебряными дробницами и металлическим бисером - позолоченным и посеребренным. К шапочке пришиты золото колечко и цепочка, одна свисающая на лоб, а две других идущие к серьгам. Остатки подобного головного убора были найдены в одном из курганов Подонья.
Для защиты от холода, однако, я сделала и башлык из черной шерсти. Клобук, или башлык - отдельная история. Его наличие можно предположить, анализируя статуи-балбалы. Зная о том, что башлыкообразные головные уборы характерны для степных народов, и как заимствование - у народов кавказа, можно предположить его крой и форму.
Это просто прямоугольник, перегнутый пополам, и прошитый, чтобы образовать капюшон. Он сделан из черного сукна, на концах его кисточки, на затылке пришиты нашивки и шнуры, чтобы придать сходство с некоторыми каменными изваяниями.
Чего я не стала пока делать - это "рога". Есть несколько статуй, на которых эта деталь отсутствует. Хотя дуги с нашитыми на них полукольцами в вид бараньих рогов и являются одной из визитных карточек половецкого костюма, я пока не стала их делать.
Шапка является "визитной карточкой" половецких статуй-балбалы. Высокая, иногда низенькая, широкая или узкая, с видимыми гранями или гладкая, с широкими полями или узкими, иногда с нашивками - всегда она присутствует. Шапка надевается на малую шапочку, хорошо держится, не спадает. Шапка сделана из белого войлока, сшита из двух половинок и донышка. Я не стала делать акцентированных ребер. Форма и размер шапки совпадает с аналогичной у одной из статуй.

Аксессуары.

Пояс. В женских погребениях обычно находят только одну пряжку.
К кожаному ремешку пришивается серебряная пряжечка ( д. Поток, курган 452 – др. чер. кл.) Пряжка имеет скорее всего русское происхождение.
Для ношения колчана, налуча и горита я применяю саадачный пояс, сделанный по тюркским находкам. Это кожаная полоса, два бронзовых разделительных кольца с бронзовой пряжкой, аналогичной одной из пряж из погрбений Подонья. Пряжка венгерская.
Во всех погребениях присутствует небольшой нож с деревянной рукоятью. Иногда его находят рядом с берцовой костью – возможно ношение в сапоге. Чаще всего он привешен к поясу. Нож обычно имеет кожаные ножны, хотя иногда у него могут быть и деревянные ножны, как у хазарских ножей. Лезвие – пакетная сталь, ручная ковка.
Кресало – почти обязательная часть похоронного обряда, обычно оно овальной или подпрямоугольной формы. Но иногда встречаются и калачевидные огнива. Находят их обычно у таза, вместе с кремнем. П-видимому, оно лежало в кошелечке, подвешенном к поясу (д. Юзефовка — курган 248, др.ч.к.).
На статуях-балбалы изображены многочисленные подвешенные к поясу предметы. Иногда это просто мешочки, иногда чехлы, позволяющие увидеть форму предмета внутри. Например, зеркала. Иногда на поясе статуй видны прямоугольные предметы, подвешенные на шнурках. Это могут быть брусочки точильных камней, а могут быть футляры от каких-то предметов. На поясе у меня висит прямоугольный шиферный точильный камень, выпуклый с одной стороны и вогнутый с другой. Выпуклой стороной можно точить саблю и нож, вогнутой – наконечники стрел. Точило сделано по материалам аланских точил из частных коллекций.


Последний раз редактировалось: chainic (Пт Июл 06, 2012 3:02 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
chainic



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 20.04.2011
Сообщения: 363

СообщениеДобавлено: Чт Апр 21, 2011 3:55 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

««Каптарга», о которой сообщил Рубрук и которая часто встречается прикреплённой к поясу у каменных баб в виде мешочка или кисета, удержалась в той же обстановке у казак-киргизов и у бурутов и по настоящее время. Это слово, в произношении каптурга и в значении кисета, по свидетельству П.А. Ровинскаго, усвоено и русским населением восточной Сибири…» «Замечания об особенностях Сибирского наречия и Словарь». (Известия Сиб. отдела И.Р.Г.О. т. IV, № 1. Иркутск, 1873).
Позднеаланская традиция – носить металлические зеркала как амулеты – в зашитых украшенных мешочках на поясе. Мешочек выполнен из шелка. Второй мешочек выполнен из узорного икатового адраса. Третий – из драгоценной узорной шелковой ткани – самита с узором «сенмурвы». Четвертый – простой кожаный стяжной кисетик. Также к поясу привешивались гребни. Они изображены на статуях, гребни находили и в погребениях. Такого вида гребешок находится в одном из кисетиков - деревянный, двусторонний, хотя обычно гребни Половцев были костяные. (д. Липовец, курган 265, погребение 1 и 2 – др. чер. кл).
Другой кисетик скрывает в себе серебряное литое зеркало. Зеркало – типичное аланское, с концентрическим и точечным узором и петлей для подвешивания. На одной женской статуе хорошо видно, что за пояс у женщины заткнута плеть. Учитывая условия кочевой жизни, это необходимый предмет (д. Забара, курган 322 – д.ч.к.). Плеть с резной головкой в виде головы птицы из кости, с резным деревянным стержнем, является реконструкцией русской плетки. Еще на поясе можно носить ложку в кожаном чехле.
Очень распространенный предмет в погребальном инвентаре женщин из курганов Черных Клобуков – ножницы. Но все они винтовые, а не пружинные. У меня этот аксессуар есть.

Украшения.
Я ориентировалась на украшения из самых богатых погребений, а также изображения женщин на статуях, демонстрирующих типичные половецкие украшения. Это – в первую очередь – бусы. Коралловые веточки и круглые бусины, лазуритовые ромбические подвески с насечкой, сердоликовые бусины – круглые, бочковидные, овальные и граненые призмы, хрусталь и стеклянные бусины – мозаичные и прозрачные, фольгированные. Именно такие бусины встречаются в составе ожерелий из погребения. Ожерелья располагаются в два ряда, как на статуях.
Плетнева пишет, до лазритовые и коралловые подвески характерны для 11-12 века.
Такое понятие, как "половецкая метка" - у археолого обозначает предмет, по которому точно можно опрделить половекю принадлежность погребения. Это Тордированная распрямленная гривна, серьги с напускной биконической бусиной, лазуритовые и коралловые привески, нашивки на "косы", а также удила без перегиба.
Значит, в костюме обязательно должны быть перечисленные половецкие особенности.
Одно ожерелье – реконструкция хазарского ожерелья, найденного на Северном Кавказ и выставленное в частной коллекции. В нем я использовала мозаичные антикварные бусины ручной работы, сребростеклянные желтые и золотостекляные фольгированые бусины ручной работы.

Другая часто встречающаяся деталь костюма – украшение – это шейная гривна. Сделана из четырехгранного тордированного медного прута, сужающегося к концам. Ручная ковка. Посеребреная. (д. Бурты, курган 259 – др. ч. кл.).

Нередкие находки в половецких погребениях – деталь, свойственная степной археологии – браслеты. Эти витые проволочные браслеты – копии половецких браслетов из коллекции Эрмитажа. Латунная и медная проволока - скань, ковка, чеканка.

Характерная деталь половецкого женского комплекса – серьги. Кольцо у них толстое, незамкнутое, диаметр до 5 см. Обычно они из серебра, иногда с посеребренным кольцом. Часто биконическая напускная бусина украшена сканью и припаяными пирамидками-шипами. Мои серьги - копия серег из половецкого погребения. Ручная работа – серебро, пайка, литье, колочение, скань. Эти серьги имеют слишком толстое кольцо, которое я не смогу продеть в проколотые уши. Поэтому я ношу их в виде височных колец, на ленте, пришитой к шапке. А в ушах ношу распространенные у половцев простые проволочные колечки из серебра.
«У некоторых женских статуй с передних волос идёт через висок к серьге особая косичка или прядь волос, резко отделяющаяся от общей причёски. На эту подробность обратил моё внимание А.А. Миллер, который объяснил её, как особого рода украшение; а именно он видел здесь изображение металлической цепочки, протянутой сверху головы к серёжке. Такое украшение удержалось у калмычек и теперь. Очень отчётливо сохранилась эта цепочка у каменной бабы в Имп. Рус. Истор. Музее (табл. V, рис. 17, 1Cool. Подобные же цепочки находятся и у одесских каменных баб, как по правому виску (табл. XIV, рис. 30), так по левому (табл. ХIV, рис. 2Cool.» - Н. И. Веселовский…. Подобное украшение шелковой шепочки найдено в одном из погребений Черных клобуков, раскопанных экспедицией Браденбура («Древности черных клобуков»). «Вещи при ней. рядом с черепом (западнее) обнаружены остатки головного убора — матерчатой шапочки (реконструкцию см рис. 12), на материи по бокам сохранилось серебряное украшение. Оно представляло собой два отдельных набора на правой и левой сторонах головы. Близ правой половины находилось довольно большое серебряное кольцо (не воспроизведено). Каждый набор состоит из нескольких проволочных колечек (сохранилось два — 16; 916/62; 63), соединенных двумя рядами цепочек. К колечкам подвешены на коротких цепочках серебряные бубенчики, видимо, по три к каждому (один бубенчик бронзовый большой—17; 916/82). На макушке шапочки было, вероятно, пришито маленькое бронзовое колечко (не воспроизведено).»
Такие цепочки с колечками пришиты к моей шапочке.
Вот описание одного из погребений подонья (Др. Черных клобуков)
«На шейных позвонках — две бронзовые пуговки (сохранилась одна ) и нитка из 13 бусин. Второе ожерелье состояло из трех лазуритовых подвесок и восьми рожков коралла. Слева от таза — шесть бронзовых пуговок (сохранилось две). Под правой и левой половинками таза — по бронзовому колечку, а у позвоночника — обломок каменной бусины.» д. Зеленки — курган 317.
Встречаются у половцев и кольца. Иногда – типично «салтовские», иногда – со щитком, иногда – плетенки из проволоки, или совсем простой формы. По-видимому, перстни были импортными. Я использую - русский позолоченный литой перстень, русское проволочное сканое серебряное кольцо, салтовское (хазарское) серебряное кольцо, византийское стеклянное кольцо со щитком.


Последний раз редактировалось: chainic (Пт Июл 06, 2012 3:20 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
chainic



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 20.04.2011
Сообщения: 363

СообщениеДобавлено: Чт Апр 21, 2011 3:56 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Древности черных клобуков так говорят об украшениях половцев - с. Степанцы Каневский у., Киевская губ., курган 216 – золотое кольцо; вызолоченные пуговки в виде маленьких шариков с ушком - местечко Кагарлык, курган 217; серебряная серьга с биконической бусиной, украшенной шипами и сканью, пуговички, бусины, лазуритовые подвески, серебряные полукольца от головного убора - д. Зеленки — курган 297; бронзовое зеркало с крестовидным узором, бусы, в том числе сердоликовые, бронзовые колечки-серьги, проволочные кольца - д. Зеленки — курган 299; биконические серебряные бусины с инкрустацией камнями, серебряная проволочная цепь с привеской-колокольчиком, остатки шелковой ткани с нашитыми на них маленькими колокольчиками, бусы, полукольца из серебра от головного убора— курган 303; д. Зеленки — курган 304 – золотой перстень со щитком, серебряное кольцо с камнем, бронзовое кольцо, остатки бронзовых колец от серег, большой бубенчик, зеркало, бусины; серьги с биконическими бусинами — курган 305; д. Зеленки — курган 365 – биконические серьги, лазуритовая подвеска, тонкая серебряная подвеска на груди; д. Краснополка — курган 271, погребение 1 – бронзовые серьги с серебряными биконическими бусинами, у ноги - остатки ткани с золотыми нитями, позолоченные две пуговки у шеи; д. Зеленки — курган 317 - на шейных позвонках две бронзовые пуговки и нитка из 13 бусин, второе ожерелье состояло из трех лазуритовых подвесок и восьми рожков коралла, у таза – 6 бронзовых пуговок; деревня Краснополка, Кагарлык — курган 277, погребение 2 – боьшой колокольчик, на шейных позвонках и у таза множество разных бусин, на остатках обуви – мелкий бисер; д. Юзефовка — курган 247, погребение 2 - около шейных позвонков найдены 4 бусины, справа вдоль ребер и у таза — семь больших бубенчиков и пуговка; д. Бурты — курган 272 - обломки мелких из тонкого серебра украшений — бляшек с позолотой, пять янтарных бусин , два золотых проволочных колечка; Емчиха, Каневскнй у., Киевская губ., курган 354 - небольшое золотое кольцо, на груди —два обрывка серебряной проволоки, между колен — шиферные пряслица и одна янтарная бусина.
«До сих пор, кажется, не было ещё объяснено женское нагрудное украшение в виде продолговатой четыреугольной коробочки, ромба или цилиндра. Мне, при раскопке курганов в Кубанской области, приходилось находить эти, обыкновенно серебряные, предметы в большом количестве в женских погребениях XIV-XV столетий после P.X. Форма этих украшений чрезвычайно разнообразна; одна из них имеет вид четыреугольного плоского футляра, другие — цилиндрического игольника, третьи — якоря и т.д. 1. В цилиндрических я находил двойную металлическую иглу в виде шпильки, обмотанную шёлковою тканью со следами чёрной краски на концах. Ясно, что это туалетная принадлежность для сюрмения бровей. В других коробочках могли заключаться амулеты, очень распространённые у восточных женщин. Эти футляры можно видеть на многих женских статуях» - Н.И. Веселовский…
У меня имеется небольшой косметический набор, сделанный по хазарским и аланским материалам - в маленьком деревянном пенале находятся кисточка с серебряной ручкой, серебрянные ногтечистка и копоушка, стеклянный бальзомарий. У половцев иногда встречаются литые амулеты-привески ( погр. Знаменское). Также в роли амулета выступает большой бронзовый бубенчик и раковина каури.
Часто в черноклобуцких погребениях находят пряслица, иногда около пояса. Около пояса также иногда находят бусины и бубенчики (д. Бурты — курган 263 – д.ч.к.). По-видимому, они могли носить роль оберегов. У меня к поясу привешено глиняное пряслице с узором, сердоликовые бусины, бронзовый бубенчик и раковинка каури.
В хазарских погребениях встречаются стеклянные браслеты византийского происхождения. Такие браслеты ручной работы я как заимствование предполагаю носить в составе половецкого комплекса.
Мой предполагаемый персонаж – настоящая амазонка. По крайней мере, она может постоять за себя и умеет управляться с оружием. Считается, что именно половчанки отображены в русских былинах как поляницы – девы-воительницы, которые добывают себе мужа силой, а после свадьбы оставляют ратное дело.
Так как я занимаюсь стрельбой из лука и участвовала в лучных турнирах, то опишу свою экипировку. В тюркской и степной археологии известны наручи из кости (для защиты предплечья от тетивы) и костяные кольца для стрельбы из лука. Я использую наруч из толстой кожи на левую руку для этой цели. Также для защиты пальцев правой руки использую кожаную перчатку-митенку ( по материалам аланских могильников). В половецких погребениях известны находки костяных резных выпуклых полудисков с отверстием в центре. Иногда думают, что это пуговицы. По – видимому, это т.н. «киссеры» - от анг. «кисс» - поцелуй. Их надевают на тетиву, и когда она касается губы или щеки – стреляют (д. Зеленки —курган 364; д. Краснополка - курган 271, погребение 1; погребение 2 (др. черн. кл.)).
Лук - реконструкция рекурсивного лука, сделанная по аутентичным технологиям, по образцам венгерских и степных луков 10-14 веков. Внешний вид и накладки взят с общего внешнего вида реконструкций половецкого лука, а также этого куманского лука. Костяные накладки с циркульным орнаментом находят в половецких погребених в боьшом количестве. Пакетное дерево, резная кость, льняной шнур, кожа. Тетива – кевлар. Натяжение – 22 кг. Длина лука. У лука есть кожаный налуч или горит-саадак – для ношения лука с натянутой тетивой (по материалам ареологии Мощевой Балки), а также по внешнему виду венгерских и тюркских налучей и горитов. Есть половецкие статуи, где изображен саадак (горит) и колчан.
Стрелы. Материал – сосна, бук. Длина 80 см. Наконечники железные кованые, черешковые. Оперение – перо гусиное приклееное. Стрелы помещены в берестяной колчан. Такие колчаны иногда находили рядом с конским остовом. Может быть, они крепились к седлу?


Последний раз редактировалось: chainic (Пт Июл 06, 2012 3:07 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
chainic



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 20.04.2011
Сообщения: 363

СообщениеДобавлено: Чт Апр 21, 2011 3:56 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Аксессуары и предметы носятся на поясе, на саадачном посе носятся колчан и налучье.
Еще у меня есть такой найденный в половецком погребении предмет, как кистень. Выполнен из комля лосиного рога, на кожаной петле, с ручной резьбой. (д. Зеленки —курган 317, др. чер. кл.) Служит для самозащиты.
Костяная рукоятка плети - д. Забара, курган 322, д.ч.к.
Бибилография и источники реконструкции:


Последний раз редактировалось: chainic (Пт Июл 06, 2012 3:22 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
chainic



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 20.04.2011
Сообщения: 363

СообщениеДобавлено: Чт Апр 21, 2011 3:57 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

http://www.tforum.info/forum/index.php?showtopic=33000&st=0&#entry349665
чингульский курган
«Венгерский мягкий налуч (реконструкция чехла для хранения лука)» Ф.Спасов.
http://asgard.tgorod.ru/libri.php?cont=-naluch
О конструкции лука и стрел северокавказских аланов. В.Н.Каминский.
Реферат: Сергей Каинов. Статья опубликована в Кратких Сообщениях Института Археологии (КСИА). Вып.170. 1982. С.48-51. http://asgard.tgorod.ru/libri.php?cont=_bows
А.Ф. Медведев, "Луки и стрелы, самострелы"
http://swordmaster.org/2011/01/26/af-medvedev-luki-i-strely-samostrely.html
Голубовский Петр Васильевич «Печенеги, Торки и Половцы до нашествия татар. История южно-русских степей IX—XIII вв.» Издательство: Университетская типография И.И. Завадского Место издания: Киев Год издания: 1884
http://new.runivers.ru/lib/book3143/10047/
«Половцы» Плетнева С.А. Наука. 1990 http://books.tr200.net/v.php?id=158089
«Хазары» С. А. Плетнева. Наука. 1976 http://books.tr200.net/v.php?id=15111
«Степи Европы в эпоху средневековья.Том 2. Хазарское время» Донецк: Изд-во ДонНУ 2001
http://books.tr200.net/v.php?id=451636
Г.А. Федоров-Давыдов «Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов» Московского Университета
1966 http://books.tr200.net/v.php?id=67282
«Кочевники Евразии» Крадин Н.Н. Алматы: Дайк-Пресс 2007 http://books.tr200.net/v.php?id=222266
«Древнетюркские изваяния Алтая» В.Д. Кубарев Наука 1984 http://books.tr200.net/v.php?id=349304
«Кочевники южнорусских степей в эпоху средневековья (IV-XVIII века): Учебное пособие» Плетнева С.А.
Воронежский госуд. Университет Год: 2003 http://books.tr200.net/v.php?id=271271
«Новые исследования катакомбных погребений близ села Верхний Салтов» В.В. Колода Харьковский госпедуниверситет им. Г.С. Сковороды
«Археологические памятники кочевников средневековья Западного Казахстана (VIII-XVIII вв.)» А.А. Бисембаев Уральск 2003 http://books.tr200.net/v.php?id=447085
Худяков Ю.С. Вооружение центральноазиатских кочевников в эпоху раннего и развитого средневековья
Наука. Сибирское отделение. 1991 http://books.tr200.net/v.php?id=264996
«Великая Степь в античных и византийских источниках» ред. и сост. А. Н. Гаркавец Баур 2005 http://books.tr200.net/v.php?id=293715
«Кочевники Средневековья» Плетнева С.А. Наука 1982 http://books.tr200.net/v.php?id=40098
«Средневековые кочевники Северного Кавказа» Е.И. Нарожный Армавир, 2007 г.
«Древние и срдневековые кочевники центральной азии» А.А. Тишкин 2008 изд. Азбука http://books.tr200.net/v.php?id=349459
«Аланы в древних и средневековых письменных источниках» - Агусти Алемань. Изд: Менеджер; 2003 г. http://books.tr200.net/v.php?id=367537
«О конструкции лука и стрел северокавказских аланов». В.Н.Каминский.
Реферат: Сергей Каинов. Статья опубликована в Кратких Сообщениях Института Археологии (КСИА). Вып.170. 1982. С.48-51. http://asgard.tgorod.ru/libri.php?cont=_bows
«Древнерусские кафтаны «восточного» типа (мода, происхождение, хронология)» К.А.Михайлов – статья http://asgard.tgorod.ru/libri.php?cont=_caftan
Иерусалимская А.А. «Кавказ на шелковом пути» материалы выставки в Эрмитаже.
Пармон Ф.М. «Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества. «Монография. – М., Легпромбытиздат, 1994. - 272 с.
Иерусалимская А.А. «Некоторые вопросы изучения раннесредневекового костюма (по материалам анализа одежды адыго-аланских племен VIII-IX вв.) «// Культуры Евразийских степей второй половины I тыс.н. (из истории костюма). Самара. 2001.
Седов В.В. 1982. «Восточные славяне в VI - ХIII вв.»

«Степи Евразии в эпоху средневековья». 1981.
- Кирпичников А. Н. 1966. «Древнерусское оружие». т. 2
Ierusalimskaja A.A. Die Graber der Moscevaja Balka. Munchen. 1996.
«Средневековые кожаные кошельки». Т. С. Варфоломеева http://bibliotekar.ru/rusNovgorod/57.htm
«Археология Степи Евразии X-XIVв Археология СССР Т.1. Степи Евразии в эпоху средневековья Отв. Ред. С.А.Плетнева
Издательство “Наука”, Москва 1981. ЧАСТЬ ВТОРАЯ «Степи в эпоху развитого средневековья» (вторая половина Х—первая половина XIV в.) http://io.ua/s75038
«Древности Черных Клобуков» 1973 С.А.Плетнева Свод археологических источников. Москва
http://swordmaster.org/2010/11/11/drevnosti-chernyh-klobukov.html
А.Ф. Медведев, "Луки и стрелы, самострелы" http://swordmaster.org/2011/01/26/af-medvedev-luki-i-strely-samostrely.html
«Аланы. Комплекс вооружения воинов хазарского каганата» Олег Федоров. Рисунки-реконструкции так же его пера Журнал Цейхгауз №22. 2006
http://swordmaster.org/2010/08/14/alany-kompleks-vooruzheniya-voinov-xazarskogo.html
«Половецкий костюм и его влияние на одежду Северного Кавказа» - реферат из диссертации З. Додэ на соиск. степ. д.и.н.
http://swordmaster.org/2010/03/28/poloveckij-kostyum-i-ego-vliyanie.html
«История Чингульского кургана» В. ОТРОЩЕНКО и Ю. РАССАМАКИН «Наука и жизнь» № 7 за 1983 год
http://swordmaster.org/2009/05/01/istoriya-chingulskogo-kurgana.html
«Продолжение истории Чингульского кургана» Отрощенко В. Рассамакин А.ЕЛКИНА Ю. С. ВЫСОЦКИЙ
http://swordmaster.org/2009/10/07/prodolzhenie-istorii-chingulskogo-kurgana.html
П.П. Толочко "Кочевые народы степей и Киевская Русь".( К.1999.)
ДЖИОВАННИ ДЕЛЬ ПЛАНО КАРПИНИ. «ИСТОРИЯ МОНГАЛОВ»
Перевод.
http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/carpini.htm
Вильгельм де Рубрук. Путешествие в Восточные страны Вильгельма де Рубрук
в лето Благости 1253
http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/rubruk.htm
Древние тюрки: мужской костюм в китайском искусстве 2-й пол. VI – 1-й пол. VIII вв. (образы «Иных»). Яценко, Сергей А. (Москва) // Transoxiana (Internet-journal). Número 14 (Agosto 2009), Buenos Aires. - http://www.transoxiana.org/14 (на русском и англ. яз.) Текст статьи, в конце августа 2009 вышедшей параллельно на английском и русском языках в аргентинском научном Интернет-журнале "Trnasoxiana".
http://www.narodko.ru/article/yatsenko/turky.htm
Medieval Sourcebook: Anna Comnena: The Alexiad
Пер. на английский язык. http://www.fordham.edu/halsall/basis/AnnaComnena-Alexiad.html
Н.И. Веселовский «Современное состояние вопроса о «Каменных бабах» или «Балбалах»». // Зап. Имп. Одесского Об-ва Истории и Древностей, т. XXXII. Одесса: 1915. Отд. оттиск: 40 с. + 14 табл.
http://kronk.narod.ru/library/veselovsky-ni-1915.htm
Степи Евразии в эпоху средневековья. [ коллективная монография ] / Археология СССР. Отв. ред. тома С.А. Плетнёва. М. 1981. 304 с. [ Иллюстрации к Части первой ]
http://kronk.narod.ru/library/stepi-1981-2.htm
В.Н. Добжанский Наборные пояса кочевников Азии. // Новосибирск: НГУ, 1990. 164 с. http://kronk.narod.ru/library/dobzhansky-vn-1990-4.htm
Статьи по каракалпацкой этнографии
http://www.karakalpak.com/femalecostume.html
Кубарев Г. В. (г, Новосибирск) «К ВОПРОСУ О СААДАЧНОМ ИЛИ «СТРЕЛКОВОМ» ПОЯСЕ У ДРЕВНИХ ТЮРОК АЛТАЯ» http://e-lib.gasu.ru/da/archive/1999/03/st19.pdf


Электронный журнал «Сибирская Заимка» Архив 1998-1999 гг. Бобров Л. А. «Новая реконструкция комплекса вооружения кыргызских воинов VI-XII вв.» http://www.zaimka.ru/kochevie/lion_vved.shtml?print
«Кочевническое облачение в художественном литье средневековья» М.В. Панченко НИИПОИ МКИ Украины http://archaeology.kiev.ua/journal/061100/panchenko.htm
Л.Гарсаев - «Вайнахская женская одежда (конец XIX - начало XX в.)» http://www.chechnyafree.ru/article.php?IBLOCK_ID=338&SECTION_ID=698&ELEMENT_ID=69667


Последний раз редактировалось: chainic (Чт Апр 21, 2011 8:18 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
chainic



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 20.04.2011
Сообщения: 363

СообщениеДобавлено: Чт Апр 21, 2011 4:43 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Благодарности:
Особая благодарность всем, кто выложил в электронном виде необходимую информацию.
Спасибо Колику, Линн и Таркан-Хатун, Умай, Д. Виноградову "Броне" и А. Москаленко за их первопроходческие труды.
Спасибо "Покровской заставе" (г. Энгельс) за то что одними из первых в России сделали целиком половецкий реконструкторский клуб.
Спасибо брату - Балашову Павлу - за поддержку моральную и материальную.
Также Павлу принадлежат работы проволочные и чеканные, изготовление поясов и доведение деревянных вещей "до ума".
Одежда конечно, шита мной.
Спасибо всем мастерам и торговцам, которые помогли мне приобрести этот комплект.
За шелковые ткани - Булавке, Йоко, Гуннару, Вельге.
за лен и хлопок домотканый - Харбориму
за потрясающие сапоги - Монголу-младшему
За нож - Александру Декало.
За посеребрение и позолочение - ему же.
За железки и бусы - Торговой палатке.
За гребешок - Лизе Тельке.
За бусики - Ксении.
За литье бронзовое - Йону, Аймунду Саргассону, Никите Ворону, Васе (Порубежник).
За серьги серебряные - Васе из "Порубежника" - Саратов.
за серебряные вещи - косметический набор и зеркала - и точило - Сергею Куштелю.
За бубенчики - Черному.
за браслеты Сильваниэли
за гривну Ворону
за проволочки и браслеты плетеные, за дробницы Алене,
за нашивки - Удаче Андреичу
за кольцо - Кеше Сухову
за плеть и кистень - Таракану
за лук - Диву
за колчан берестяной - неизвестному мастеру под ником "бересто"
и всем кто меня осчастливил своими "вкусняшками".


Последний раз редактировалось: chainic (Пт Июл 06, 2012 3:43 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
chainic



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 20.04.2011
Сообщения: 363

СообщениеДобавлено: Пт Апр 22, 2011 9:15 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой















_________________
Я тут главная...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
chainic



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 20.04.2011
Сообщения: 363

СообщениеДобавлено: Пт Апр 22, 2011 9:17 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой









_________________
Я тут главная...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
chainic



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 20.04.2011
Сообщения: 363

СообщениеДобавлено: Пт Апр 22, 2011 9:25 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой






_________________
Я тут главная...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
chainic



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 20.04.2011
Сообщения: 363

СообщениеДобавлено: Пт Апр 22, 2011 9:29 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой











_________________
Я тут главная...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
chainic



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 20.04.2011
Сообщения: 363

СообщениеДобавлено: Пт Апр 22, 2011 9:30 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой



_________________
Я тут главная...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
chainic



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 20.04.2011
Сообщения: 363

СообщениеДобавлено: Пт Апр 22, 2011 9:32 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой








_________________
Я тут главная...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Клуб "СНОРРИ". -> Паспорта старые Часовой пояс: GMT
На страницу 1, 2, 3, 4  След.
Страница 1 из 4

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS